Риск-ориентированный подход
Риск – ориентированный подход

При осуществлении регионального экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Критериями отнесения объектов контроля к категории риска с учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – критерии риска), являются:
а) отнесение объектов контроля к категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398 (далее – Критерии);
б) место нахождения объектов контроля;
в) наличие выявленных нарушений обязательных требований, за которые к контролируемому лицу и (или) его должностному лицу применены меры ответственности.
Контрольные (надзорные) органы при осуществлении регионального экологического контроля относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска:
а)  высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с Критериями;
б) к категории умеренного риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;
в) к категории низкого риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.
Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.3  Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области «Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)» от 08.11.2021 № 1269 (далее – Положение) к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект контроля размещается:
а) в границах особо охраняемой природной территории регионального (местного) значения;
б) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 Положения к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в видепредупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.68.28.48.128.138.148.218.428.448.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля, вынесенного должностными лицами Департамента или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами контрольных (надзорных) органов;
б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта контроля, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246247250 и 251 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.5 закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», вынесенного должностными лицами Департамента, и которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда.
Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 2.5  Положения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.
Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 Положения к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 2.5 Положения, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.
При определении критериев риска проводится оценка добросовестности контролируемых лиц с учетом сведений о реализации контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Поступление в контрольный (надзорный) орган от контролируемого лица информации о проведении независимой оценки соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды является основанием для понижения категории риска на одну ступень.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется в соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона № 248-ФЗ:
первоначально - на основании правового акта контрольного (надзорного) органа, принимаемого в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу Положения;
ежегодно - на основании правового акта контрольного (надзорного) органа, принимаемого до 1 августа текущего года.
В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска, присвоенной объектам контроля, в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Решение об изменении категории риска объекта контроля принимается в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска.
В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.5  Положения, составляет:
а)  для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
б) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
в) для категории среднего риска –1 раз в 4 года;
г) для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет.
Наверх