ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ
В настоящее время вопрос о террористической защищенности обусловлен в связи с резко возросшей террористической угрозой национальному и мировому правопорядку, усилением тенденций распространения идеологии радикализма и экстремизма среди молодежи, недостаточным уровнем знаний общества о социальной опасности экстремистской и террористической деятельности, радикальных течениях, ответственности за указанные деяния, не готовностью и легкомысленным отношением большей части гражданского общества в вопросах помощи органам местного самоуправления в профилактической работе по борьбе с терроризмом, в том числе в социальных сетях и Интернет-ресурсах.
На государственном уровне определяются направления и устанавливаются ориентиры профилактических мероприятий. Уровень местного самоуправления, являясь наиболее приближенным к повседневным проблемам, к решению насущных вопросов поддержания достойного уровня жизнедеятельности граждан, призван непосредственно взаимодействовать с широким кругом лиц в рамках профилактических мероприятий. Данный факт находит отражение в поправках к Федеральному закону от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Законодатель дополнил Федеральный закон статьёй 5.2, определяющей полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму. В Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также внесены положения об отнесении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма» на территории муниципальных образований.
Рассматривая положения Федеральных законов от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам профилактики терроризма, следует обратить внимание на конкретизацию полномочий и повышение роли органов местного самоуправления. Анализируя полномочия, следует отметить усиление роли органов местного самоуправления в вопросах профилактики распространения идеологии терроризма. Положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма не предполагали углубленного и всестороннего участия муниципальных служащих в вопросах профилактической работы, поскольку категория «участие» является общей и менее «ответственной» в отличие от введенных в 2016 году категорий «организуют», «разрабатывают», «реализовывают», «обеспечивают».
Анализируя положения нормативной правовой базы по вопросам противодействия терроризму, следует указать, что на федеральном уровне сформулирована четкая позиция по подготовке методологической основы профилактической деятельности.
Важную роль в профилактике терроризма наряду с антитеррористическими комиссиями в субъектах федерации призваны играть антитеррористические комиссии в муниципальных образованиях.
В интересах реализации задач противодействия терроризму внедрена трехуровневая система обеспечения безопасности населения, стратегически важных, социально значимых и иных объектов террористической устремленности.
Во-первых, предусматривается совместная с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти работа по противодействию террористическим угрозам на предприятиях, включенных в федеральный перечень критически важных объектов.
Во-вторых, проводится комплекс мер по обеспечению безопасности функционирования жизненно важных для региональной экономики производств, включенных в окружной перечень объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите.
В-третьих, организуется работа в муниципальном звене по устранению угроз терроризма и иных чрезвычайных ситуаций на опасных производствах, социально значимых объектах, в местах массового пребывания населения.
Организатором, исполнителем и координатором работы по противодействию терроризму в муниципальном образовании является администрация. Глава муниципального образования готовит нормативно-правовой акт о противодействии терроризму и первоочередных мероприятиях, выполняемых в случае совершения террористического акта в границах муниципального образования, план первоочередных мероприятий администрации муниципального образования при совершении террористического акта. В постановлении Главы муниципального образования (администрации) указываются цели, задачи и конкретные мероприятия, в том числе:
- информирование жителей о тактике действий при угрозе возникновения террористических актов;
- проверка потенциально опасных объектов;
- привлечение к активной пропаганде религиозной и национальной терпимости представителей общественно-политических организаций, религиозных конфессий, диаспор;
- проведение учений и тренировок на объектах культуры, спорта, образования по отработке взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и правоохранительных органов при угрозе совершения террористического акта.
Деятельность комиссии регулируется соответствующими положением и регламентом, которые должны быть разработаны в каждом муниципальном образовании.
Антитеррористическая деятельность в муниципальном образовании начинается с анализа и оценки существующих террористических угроз, выделения объектов возможных террористических посягательств, экстраполяции их в муниципальный перечень и организации постоянного мониторинга состояния антитеррористической защищенности избранных объектов, на основе анализа полученной информации вырабатываются меры по антитеррористической защищенности выделенных объектов.
В повседневном режиме работы, антитеррористическая комиссия муниципального образования координирует мероприятия по поддержанию в готовности к действиям по ликвидации и минимизации последствий терактов муниципальных аварийно-спасательных формирований, подразделений гражданской защиты и организует взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС в интересах их наиболее эффективного применения. Для усиления мер по обеспечению общественной безопасности используется потенциал советов по профилактике преступлений, сходов граждан, охранных предприятий, общественных организаций правоохранительной направленности, молодежных объединений.
В рамках реализации гражданских технологий противодействия терроризму на объектах, находящихся во всех видах собственности, организуется работа, связанная с оснащением последних системами оповещения, техническими средствами и охраной, ведется работа по их паспортизации в области антитеррористической защищенности.
На антитеррористические комиссии в муниципальных образованиях при проведении контртеррористической операции возлагаются задачи обеспечительного характера: оповещение, информирование населения, эвакуационные мероприятия, оказание помощи оперативному штабу через возможности муниципальных систем транспорта, связи, медицинского обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, средств массовой информации.
Следует иметь в виду, что принимаемые на муниципальном уровне превентивные меры должны быть адекватны прогнозируемым и существующим террористическим угрозам, а также складывающейся оперативной обстановке. Такой подход позволит обеспечить на территории административно-правовой режим, способствующий проведению спецслужбами и другими правоохранительными органами эффективного противодействия террористическим угрозам и поддержанию должного уровня общественной безопасности.
Одним из направлений профилактики терроризма, является обеспечение антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, повышение уровня антитеррористической безопасности в сфере энергетики, транспорта, в местах массового пребывания людей.
Таким образом, организация эффективного противодействия террористической угрозе требует всемерной консолидации усилий государственных органов, специальных служб, силовых ведомств и средств массовой информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Наверх